Выплаты и тарифы в 2025-м: важнейшие изменения
- Понедельник Январь 27th, 2025 18:28

Новости: в Литве повышается минимальная заработная плата, растут пенсии, пособия по безработице и прочие выплаты. Фото Витаутаса Ляуданскиса
С 1 января 2025 г. в Литве вводятся некоторые новые налоги и пособия, меняются тарифы на электроэнергию и газ. Перемены коснутся как населения, так и предпринимателей. У большинства жителей страны ежемесячные доходы ощутимо увеличатся.
Повышение ММЗ
Минимальная месячная зарплата (ММЗ) повышается на 12 проц., т. е. на 114 евро – до 1038 евро до вычета налогов и до 777 евро после уплаты налогов.
На сегодняшний день ММЗ получает около 104 тыс. жителей Литвы, примерно у 9 проц. людей, которые работают полный или неполный рабочий день, после повышения ММЗ ежемесячные доходы вырастут в среднем на 69 евро «на руки».
После повышения ММЗ до 1038 евро коэффициенты служебного оклада у квалифицированных специалистов будут выше, чем заработная плата у неквалифицированных работников, которая равна ММЗ.
Служебный оклад специалистов уровня А, В и С вырастет на 53–124 евро: у специалиста уровня А, к примеру, у юриста, специалиста по персоналу, финансиста, библиотекаря – на 53 евро, у специалиста уровня В, к примеру, учётчика, кладовщика, секретаря – на 89 евро, а у специалиста уровня С, к примеру, у помощника медсестры, пожарного-спасателя, водителя, повара – на 124 евро.
Заработная плата повысится по меньшей мере у 11,7 тыс. работников бюджетных учреждений, которым зарплата начисляется по минимальным коэффициентам должностного оклада, а также примерно у 15 тыс. работников, у которых должностной оклад несколько превышает минимальный предел коэффициента.
По данным Министерства социальной защиты и труда, в настоящее время в бюджетных учреждениях трудится около 10,4 тыс. неквалифицированных работников.
Растут и пенсии
Средняя пенсия по старости повышается примерно на 12 проц., т. е. на 73 евро – до 673 евро. У пенсионеров, имеющих обязательный трудовой стаж, размер пенсии повысится на 81 евро – в среднем до 721 евро, а тем, у кого нет обязательного трудового стажа – на 42 евро до 422 евро. На сегодняшний день в Литве насчитывается около 628,5 тыс. получателей пенсии по старости.
Государственные пенсии, которые получают 84 тыс. человек, после индексации вырастут на 1,75 проц.
С января отодвигается граница пенсионного возраста по старости и увеличивается обязательный трудовой стаж для получения пенсии. В 2025 г. на пенсию смогут выйти мужчины, достигшие возраста 64 года и 10 месяцев, и женщины в возрасте 64 лет и 8 месяцев. Обязательный стаж, предопределяющий размер пенсии, увеличивается до 34 лет.
Пособие по безработице
Выплата одиноким лицам, имеющим инвалидность и достигшим пенсионного возраста, повышается примерно на четыре евро – до 42,29 евро.
Эту выплату получает около 230 тыс. жителей страны.
На фоне повышения ММЗ повышается и постоянная часть пособия по безработице – на 26,53 евро до 241,54 евро, эта выплата составит 23,27 проц. от ММЗ. Переменная часть зависит от прежних доходов человека.
Базовая социальная выплата (БСВ) вырастет на 15 евро и составит 70 евро, база социальных пенсий повышается на 51 евро до 248 евро, база целевых компенсаций – на 43 евро до 208 евро, размер доходов, поддерживаемых государством, который учитывается при подсчёте доходов и имущества для получения компенсации за отопление, – на 45 евро до 221 евро, размер минимальных потребительских потребностей – на четыре евро до 450 евро.
После повышения БСВ повышается и размер зависящих от неё выплат: «детские» деньги – до 122,5 евро, единовременная выплата при рождении ребёнка – до 770 евро, а для многодетных и малоимущих семей и родителей, воспитывающих ребёнка-инвалида, выплата на ребёнка вырастет до 194,6 евро, единовременная выплата беременной женщине – до 450,1 евро, выплата на содержание школьника или студента – до 420 евро.
Вводится новый вид выплат на детей – компенсационная выплата по уходу за ребёнком, которая составит 364 евро, т. е. 5,2 БСВ.
Опекунская (попечительская) выплата повышается до 364–455 евро, целевая надбавка к этой выплате – до 280 евро, единовременная выплата на обустройство – до 5250 евро, помощь малоимущим семьям на нужды школьника – до 140 евро, похоронное пособие – до 560 евро.
ННМ останется прежним
Размер средней зарплаты по стране (СЗП), применимой при расчёте базы взносов для застрахованных государственным социальным страхованием, будет достигать почти 2109 евро.
По причине повышения СЗП потолок взносов в «Содру» будет установлен для доходов от трудовых отношений, превышающих 126 532 евро в год, а в случае индивидуальной деятельности взносы в «Содру» будут начисляться от облагаемых налогом доходов, не превышающих 90 681 евро в год.
Прогрессивный тариф подоходного налога с населения (ПНН) в размере 32 проц. по доходам от трудовых отношений будет применяться от 126 532 евро (60 СЗП).
С повышением ММЗ повышается и месячный платёж для самостоятельных плательщиков взносов обязательного страхования здоровья, который отныне составляет 72,45 евро.
Не облагаемый налогом минимум (ННМ) не меняется – 747 евро. Однако он применяется для жителей страны, получающих более высокие, чем в 2024 г., доходы, связанные с трудовыми отношениями, – до 1038 евро.
Льгота по ПНН
С 1 января перестаёт действовать льгота по ПНН для долгосрочных договоров страхования и пенсионных фондов третьей ступени. По договорам, заключённым до начала января, льгота, позволяющая вернуть до 300 евро в год, будет действовать ещё 10 лет – до 2035 года.
В целях пополнения бюджета Государственного фонда обороны, на 1 проц. повышается налог на прибыль: 16-процентный тариф распространяется на дивиденды и прочие доходы от распределённой прибыли, в отдельных случаях – на полученную финансовую помощь, на доходы от артистической и спортивной деятельности, на членов наблюдательного совета, 6-процентный тариф – на налогооблагаемую прибыль некоторых мелких предприятий и кооперативных обществ.
В отношении прибыли от азартных игр (на игровых автоматах, дистанционных, настольных игр, бинго, игр на тотализаторах), а также за счёт денежных ставок, лотерей будет применяться 22-процентный налоговый тариф, т. е. на 2 проц. выше.
Электроэнергия и газ
Тариф общественных поставок предприятия «Ignitis» повышается примерно на 4 проц.: тариф «стандартного» плана одной временной зоны составит 20,5 цента за киловатт-час (с учётом НДС), что на 0,8 цента выше, в двухтарифной зоне – дневной тариф составит 23,3 цента (на 0,8 цента больше), ночной – 13,9 цента (на 0,6 цента больше).
По цене общественных поставок за электроэнергию платят бытовые потребители, которые не выбрали независимого поставщика на третьем этапе либерализации рынка и которые за год потребляют не больше 1 тыс. киловатт-часов электроэнергии. В настоящее время в стране насчитывается около 462 тыс. таких потребителей.
Природный газ для крупных бытовых потребителей с января дорожает на 17–18 проц., а для мелких, напротив, дешевеет на 6 проц., однако им придётся платить более высокую абонентскую плату.
Абонентская плата для потребителей первой группы (потребляющих до 300 кубометров газа в год) составит 99 центов (на 76,8 проц. больше), как и плата за кубометр газа – 99 центов (на 5,7 проц. меньше).
Для потребителей второй группы (потребляющих от 300 до 20 тыс. кубометров газа в год) цена на газ повышается на 17 проц. – до 69 центов за кубометр, а для потребителей третьей группы (потребляющих свыше 20 тыс. кубометров газа в год) газ дорожает на 18,2 проц. – до 65 центов. Абонентская плата для них останется прежней – 3,99 евро.
Меняются и акцизы
С повышением акцизов дорожают пиво, вино и другие алкогольные напитки, а также табачные изделия: 0,5 литра вина и прочих ферментированных напитков крепостью до 8,5 проц. отныне будут стоить на 7–10 центов дороже, напитки более высокой крепости – на 13–21 цент дороже, водка дорожает на 36 центов, 0,5 литра пива – на 3–5 центов.
Сигареты в среднем подорожали на 26 центов за пачку (20 шт.), другие табачные изделия – на 24–36 центов за 20 г или 20 шт.
Цена на жидкость для электронных сигарет повысилась примерно на 92 цента за 2 мл.
Что касается акцизов на ископаемое топливо, то тут будет учитываться такой компонент как диоксид углерода (СО2), в связи с этим рост акцизов на бензин составит 10,1 проц., на дизельное топливо – 26,7 проц., на маркированное дизтопливо (для сельскохозяйственных и рыболовных нужд) – 41,7 проц., а на сжиженный газ для автомобилей – 22 проц.
Согласно подсчётам, литр бензина дорожает на 6–7 центов, дизтоплива – на 13–16 центов, литр маркированного дизтоплива – на 3 цента, сжиженного газа – на 4 цента.
Тарифы Почты Литвы
С января вступают в силу дополнительные ограничения по вычету стоимости приобретения и аренды автомобилей, которые отныне связываются с объёмом выбросов СО2, поэтому из доходов предприятия можно будет вычесть часть их покупной цены до 75 тыс. евро, если эмиссия СО2 будет нулевой, до 50 тыс. евро – если количество СО2 составит 130 г на километр, до 25 тыс. евро – если количество СО2 достигает 130–200 г, и до 10 тыс. евро, если это количество превысит 200 г.
Эти ограничения недействительны в тех случаях, когда автомобили используются только для аренды, обучения вождению или транспортировки.
Чтобы отправить стандартное не заказное письмо или открытку весом до 50 г в пределах Литвы, придётся заплатить на 45 центов дороже – 2 евро, заказное письмо обойдётся на 80 центов дороже – 2,8 евро, а почтовые отправления весом от 51 до 500 г – соответственно дорожают на 70 центов – до 2,55 евро и на 80 центов – до 3,1 евро. Доставка почтовых отправлений весом от 501 г до 2 кг дорожает на 1,55 евро – до 4,4 евро, а заказные почтовые отправления – на 1,8 евро до 5,05 евро. Доставка таких отправлений весом до 500 г отныне стала на 2,55 евро дороже – 3,45 евро.
Стоимость доставки почтовых отправлений за границу в среднем повысилась на 44 цента. К примеру, отправка письма или открытки весом до 20 г обойдётся дороже на 38 центов.
Сим-карта – не анонимная
Для приобретения новой сим-карты предоплаты для мобильного телефона с января необходима её регистрация и подтверждение личности покупателя. Зарегистрировать сим-карту можно несколькими способами: по Интернету, через систему э-банкинга, с помощью «Smart-ID» или «Mobile ID».
Старые карты регистрировать не нужно, но если карта была куплена в 2024 году, а вставлена и активирована в 2025-м, её придётся зарегистрировать.
Меняется и корзина банковских услуг. С 2025 года в Литве во всех банках, по распоряжению Центробанка Литвы, на треть снижается плата за пакет базовых услуг по основному банковскому счёту – до 1 евро, для малоимущих вводится 50-процентная скидка. За эти деньги теперь можно обналичить до 800 евро и сделать 15 денежных переводов.
Вступает в силу и инвестиционный счёт – эти средства можно будет использовать только для инвестиций в финансовые продукты: акции, фонды, облигации государственного займа. Подоходный налог взимается только с полученного от инвестиций дохода, который использован не для реинвестирования, а был снят со счёта.
Во время зарубежных командировок подоходным налогом не облагается вся сумма суточных, если заработная плата работника составляет 1713 евро или выше, а почасовая оплата – 10,48 евро.
Компенсации на отопление
Помощь налогоплательщиков в размере 1,2 проц. ПНН смогут получать только неправительственные организации, политические партии и профессиональные союзы, но не бюджетные учреждения.
Жителям страны компенсируется часть расходов на отопление, превышающая 10 проц. разницы между семейным доходом и двумя суммами поддерживаемого государством дохода (442 евро) на каждого члена семьи или тремя суммами (663 евро) на одно лицо.
Государственная субсидия молодым семьям на приобретение жилья дифференцирована в зависимости от числа детей в семье: 10 проц. (кредиты до 87 тыс. евро) суммы на семью, для воспитывающих двоих детей – 12,5 проц., троих – 15 проц. Максимальная сумма субсидии составляет 13,05 тыс. евро, а максимальная стоимость приобретаемого жилья – 120 тыс. евро. Семьи, получившие субсидию, должны задекларировать место жительства в приобретаемом жилье.
Есть новости и в сфере аренды жилья. Владельцы жилья, которые до сих пор сдавали свободную жилплощадь в аренду по бизнес-свидетельству, больше делать этого не смогут – такие доходы будут облагаться подоходным налогом в размере 15 проц.



