Сейм утвердил: продлевается отпуск по уходу за ребенком, привлекаются и отцы
- Среда Июнь 29th, 2022 17:32

Ассоциативное фото. Фото Freepik.com
Во вторник Сейм утвердил внесенные Министерством социальной защиты и труда предложения по корректировке порядка предоставления отпуска по уходу за ребенком и размеров пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого во время отпуска. Изменения вступят в силу с 1 января 2023 года.
Принятие Европейским союзом директивы, требующей от всех стран введения неотчуждаемого отпуска по уходу за ребенком для женщин и мужчин и включения других мер по совмещению семьи и работы, изменит порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком и размер пособий во время него. У отцов и матерей будут неотчуждаемые месяцы ухода за детьми и в других странах ЕС. Семьям, дождавшимся наследников, после вступления в силу нового порядка дополнительно будет выделен 31 млн евро.
«Мы считаем, что предусмотренные законом неотчуждаемые месяцы ухода за ребенком во время совместного пребывания укрепят связь между ребенком и отцом, а сумма пособия по уходу за ребенком, выплачиваемая в течение этого двухмесячного периода, равная полученной заработной плате, будет стимулом, чтобы воспользоваться этим. Исследования показывают, что участие отцов в уходе за детьми укрепляет семьи. Матери, желающие вернуться на рынок труда, смогут сделать это раньше. Мы надеемся, что усовершенствованный порядок предоставления отпуска по уходу за ребенком и более благоприятный расчет пособий облегчат жизнь каждой работающей семье, воспитывающей детей», – говорит представитель Министерства социальной защиты и труда, Доната Телишаускайте-Чеканавиче.
Хотя кажется, что количество мужчин, берущих отпуск по уходу за ребенком в Литве, увеличивается, обычно они берут второй год по уходу за ребенком, но продолжают работать и ребенок по-прежнему находится под присмотром матери. Например, в 2020 г. по данным пенсионного фонда «Sodra», 40 проц. получателей пособия по уходу за ребенком на втором году жизни являются мужчины, и почти все они – 90 проц. или 7,5 тыс. – работают, а за ребенком в это время ухаживает мать.
Важно. Пособия по отцовству и уходу за ребенком на детей, родившихся или усыновленных до дня вступления в силу настоящего Закона, назначаются и выплачиваются в порядке, установленном до вступления в силу настоящего Закона. Это означает, что для всех родителей, чьи дети родились до 31 декабря 2022 г., будет действовать старый порядок (как для первого, так и для второго года), а для родителей, чьи дети родились после 1 января 2023 г. будет применяться новый порядок.
Закон о социальном страховании материнства и болезни; что меняется
Срок. Родители смогут выбирать, хотят ли они получать пособие по уходу за ребенком, пока ребенку не исполнится восемнадцать месяцев или пока ему не исполнится 24 месяца. В течение этого времени каждый из родителей ребенка (усыновители, опекуны) могут осуществлять уход за ребенком в течение двух неотчуждаемых месяцев, а в оставшееся время уход за ребенком могут осуществлять и получать пособие как мать, так и отец, или приемные родители, так и бабушка или дедушка в соответствии с установленными законом условиями.
Если, например, отец не воспользуется неотчуждаемыми месяцами для ухода за ребенком, общий период для получения пособия по уходу за ребенком будет сокращен до шестнадцати или 22 месяцев, в зависимости от продолжительности выбранного периода, за который выплачивается пособие по уходу за ребенком. Если отец соглашается позаботиться о ребенке в течение неотчуждаемых 2 месяцев, то пособие будет выплачиваться ему, а мать сможет вернуться на работу.
Размер выплаты
Если вы решите получать пособие по уходу за ребенком до того, как ребенку исполнится восемнадцать месяцев, размер пособия по уходу за ребенком будет составлять 60 проц. размера компенсируемого заработка, т. е. 60 проц. застрахованного дохода лица за двенадцать последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором возникло право на получение пособия по уходу за ребенком. Например, для матери ребенка, получившей право на пособие по уходу за ребенком в мае 2021 г. компенсируемый заработок рассчитывается исходя из застрахованного дохода, полученного в период с 1 апреля 2020 г. по 31 марта 2021 г.
Если вы решите получать пособие по уходу за ребенком до того, как ему исполнится 24 месяца, размер пособия по уходу за ребенком до достижения им двенадцатимесячного возраста будет составлять 45 проц. размера компенсируемый заработка, а с двенадцати месяцев до достижения ребенком возраста 24 месяцев – 30 проц. размера компенсируемого заработка.
Важно. Размер пособия «на руки» выше, чем указанные выше суммы пособий по уходу за ребенком. Например, 78 проц. размера компенсируемого заработка соответствует 100,54 проц., 45 проц. – 58 проц., 30 проц. – 38,67 проц., 60 проц. – 77,34 проц.
Продолжительность выплат и размеры пособия по уходу за ребенком выбраны таким образом, чтобы получатели пособия по уходу за ребенком не пострадали и, подытоживая сумму пособия по уходу за ребенком за весь год, получали такое же или даже большее пособие по уходу за ребенком, чем получают в настоящее время.
За месяцы неотчуждаемого отпуска по уходу за ребенком будет выплачиваться пособие по уходу за ребенком в размере 78 проц. размера компенсируемого заработка. Таким образом, родителям будет предложено брать неотчуждаемые месяцы отпуска по уходу за ребенком, поскольку размер пособия по уходу за ребенком не будет отличаться от получаемой ими заработной платы. Правда, те, кто получает высокую заработную плату, должны знать, что пособие по уходу за ребенком не может превышать двукратный размер средней заработной платы.
Если ребенок воспитывается только одним родителем, он будет иметь право на два месяца неотчуждаемого отпуска по уходу за ребенком и будет иметь право на получение пособия по уходу за ребенком за дополнительные два месяца отпуска по уходу за ребенком, т. е. в течение четырех месяцев родитель получит пособие по уходу за ребенком в размере 78 проц. компенсируемого заработка, если территориальное отделение страхового фонда «Sodra» установит, что ребенок воспитывается одним родителем (усыновителем) или опекуном.
Поправки к закону устанавливают конечное число случаев, в которых будет считаться, что ребенка растит один родитель. Таковыми ситуациями будут считаться, когда:
– другой родитель (усыновитель) или опекун умер или признан умершим,
– местонахождение другого родителя (усыновителя) или опекуна неизвестно,
– родительские права другого родителя (усыновителя) или опекуна ограничены временно или на неопределенный срок,
– отцовство ребенка, за уходом которого предоставляется отпуск по уходу за ребенком, не установлено,
– ребенок, за уходом которого предоставляется отпуск по уходу за ребенком, разлучен с одним из родителей (усыновителей),
– признание другого из родителей (усыновителей) или опекунов ребенка недееспособным в данной сфере,
– место жительства ребенка установлено с одним из его родителей (усыновителей), а другому его родителю (усыновителю) контакты с ребенком ограничены,
– один из опекунов ребенка был лишен или отстранен от обязанностей,
– один из родителей (усыновителей) или опекунов ребенка отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении и поэтому не может осуществлять уход за ребенком.
В случае рождения двух и более детей, либо усыновления или взятия под опеку лицом двух и более детей, общий размер выплачиваемого пособия по уходу за ребенком не превышает 78 проц. размера компенсируемого заработка.
Если лицо, получающее пособие по уходу за ребенком, получает право на пособие по беременности и родам или по уходу за ребенком в связи с рождением, опекой или усыновлением другого ребенка, ему выплачивается и то, и другое, но общая сумма пособий не может превышать 78 проц. размера компенсируемого заработка, на основании которого рассчитывается пособие по беременности и родам или пособие по уходу за ребенком.
Вклад бабушек и дедушек. Важно знать, что, хотя бабушки и дедушки не смогут брать неотчуждаемые месяцы по уходу за ребенком, предназначенные для матери и отца, они смогут присматривать за внуком и получать пособие по уходу за ребенком в оставшееся время в соответствии с установленными условиями в законе.
Возможность работать. В целях стимулирования получателей пособий по уходу за ребенком к трудовой деятельности в период воспитания ребенка уточнены положения о размере пособия по уходу за ребенком в случаях, когда мать или отец также получают доход от трудовой деятельности.
Во время месяцев, которые выделены маме и папе и не могут быть переданы кому-либо, будет существовать возможность работать, но дополнительный доход уменьшит пособие по уходу за ребенком. т. е. если сумма полученного дополнительного дохода меньше пособия по уходу за ребенком, лицу выплачивается разница между пособием по уходу за ребенком и доходом, начисленным ему в соответствующем месяце, а если сумма больше или равна размеру пособия по уходу за ребенком, пособие по уходу за ребенком не выплачивается.
Однако во все последующие месяцы дополнительный доход не будет уменьшать полученное пособие при условии, что сумма пособия и дополнительного дохода не превышает 100 проц. прежней средней зарплаты. Например, если ваша зарплата до рождения ребенка была «на бумаге» 1000 евро, вы выбрали получение пособия в течение двух лет и решили вернуться на работу на второй год, то выплату «на бумаге» вы получите 300 евро и можете еще зарабатывать 700 евро «на бумаге», и пособие не будет уменьшено. Если «на бумаге» вы заработаете 701 евро, пособие уменьшится на 1 евро, т. е. до 299 евро «на бумаге».
В случаях, когда ребенок воспитывается одним из родителей и получает пособие по уходу за ребенком за дополнительную часть двухмесячного отпуска по уходу за ребенком и имеет дополнительный доход, пособие по уходу за ребенком выплачивается независимо от полученного в это время дополнительного дохода.
Важно. Это положение не будет распространяться на самозанятых лиц, и их доход не будет уменьшать пособие по уходу за ребенком, как раньше.
Пособие по отцовству для более широкого круга получателей. Пособие по отцовству выплачивается отцу в течение 30 календарных дней в размере 77,58 проц. размера компенсируемого заработка. С 1 января 2023 г. будет сокращен период социального страхования материнства, необходимый для получения пособия по отцовству. Для получения пособия по отцовству вместо нынешних 12 месяцев, будет достаточно в два раза меньшего – шесть месяцев – стажа социального страхования материнства за последние 24 месяца.
Для получения пособия по уходу за ребенком и пособия по беременности и родам остается действовать такое же требование к стажу социального страхования по беременности и родам, как и до сих пор – двенадцать месяцев за последние 24 месяца.



